МОУ Гимназия №1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Поэтический марафон: забег сквозь время


Тема Великой Отечественной войны окружена особым ореолом, и рассказывать о ней нужно иначе, не как обычно говорят о событиях, которые входят в нашу жизнь национальными праздниками и традициями. Очень хочется, чтобы память о ней была не формальной, а живой.
Недавно весь Волгоград отметил 75-летие Сталинградской битвы. Гимназия№1 не исключение, и 3-го февраля в ее стенах прошел поэтический марафон «Я Сталинграду шлю стихи свои…», в котором приняли участие более 100 учеников с 5 по 11 класс.

Все начиналось так, как обычно проходят все школьные мероприятия: рекреация наполнялась звонкими голосами детей, беготней и бурными обсуждениями. Рядом со мной стоял мальчик в очках летчика (для образа!), перечитывая написанное на маленьком листке стихотворение, кто-то рассматривал фотографии, которыми украсили импровизированную сцену, к учительнице подбежала девочка в военной форме: «А можно я первая прочитаю?». Школа на перемене – существо живое, динамичное. «Вот, наверное, где память найдет искренний отклик, - подумалось мне, - потому что дети, в отличие от взрослых, еще не скованы рамками формальностей и воспринимают все с особой простотой и честностью».
Открыла марафон Маргарита Яковлевна Крючкова, одна из организаторов акции: «Сегодня мы собрались здесь не только прочитать стихотворения, но и почтить память тех, кто отдал свою жизнь за наше благополучное существование». Гул смолк. Все замерли в ожидании. К микрофону вызывали первых участников. Ребята выходили разные: совсем малыши и уже старшеклассники. Стихотворения звучали непохожие: кто-то рассказал о войне от лица ее очевидца, кто-то прочитал о важности памяти в сегодняшнее время. Да и выступали школьники не одинаково: кто-то уверенно выражал свои эмоции во время чтения, кто-то, наоборот, робел, ища глазами нужную строчку – ничего, все немного волнуются на сцене. Но было то, что объединяло каждого участника поэтического марафона – это серьезность на лицах и неравнодушие к проводимому событию: все молча слушали выступающих, изредка перешептываясь, чтобы поделиться впечатлениями. Звонок. Все разбежались по классам – до следующей перемены!

После звонка с урока все опять спешат в рекреацию, где сегодня проходит поэтический марафон. «Почему поэтическое мероприятие назвали марафоном?» - задалась я вопросом. Наверное, все дело в смежности понятий: спортсмены бегут, чтобы достигнуть заветной черты, так и ребята сегодня рассказывают стихотворения, чтобы тоже добраться до рубежа времен – воссоединить прошлое с настоящим, оживить память о бессмертном подвиге на Волге. Во второй части мероприятия участников уже не объявляли – они сами выходили и читали стихотворения. Это даже прибавило мероприятию большей естественности, которая особенно мне понравилась.
Рядом со мной, ожидая своего выхода, стояла девочка, как я потом узнала, ученица 5 класса. Мы познакомились. Ее зовут Русланой. «С чем ты будешь выступать?», - спросила я. «Я буду читать стихотворение Миколы Упеника «Огонь на меня». Оно мне очень понравилось, - призналась она. – Стихотворение грустное: комбат призывает своих солдат стрелять в него, потому что рядом с ним немцы. Но и героическое. Мне очень захотелось его прочитать на марафоне. Ведь таких героев было много во время войны, и мы обязаны помнить о них», - ответила Руслана. Меня искренне поразили серьезные мысли девочки. Марафон оказался длиннее, чем было запланировано (количество желающих прочитать стихотворение превысило ожидания организаторов), поэтому и на третьей перемене звучали стихотворения о Сталинградской битве. Карташова Юля выступила со стихотворением Маргариты Агашиной «Второе февраля»: «Я вообще чувствую себя свободно на сцене, потому что много раз выступала в театре. А произведение мне понравилось своим посылом: мы как наследники великой победы должны знать, ради чего воевали наши прадедушки и прабабушки».
Марафон постепенно подходил к завершению. И вот прочитано последнее стихотворение. Организаторы благодарят участников марафона: и тех, кто читал заранее выученное стихотворение, и тех, кто стал просто неравнодушным зрителем. Все расходятся, организаторы убирают технику. Однако ощущение чего-то очень важного, свидетелем которого я стала, не покидает меня. Я по-другому смотрю на такую знакомую мне обстановку. В памяти всплывают лица участников, какие-то необычные, просветлённые. Кажется, будто сегодня здесь совершилось нечто невероятное: участники необычного марафона пробежали огромную дистанцию длиной в 75 лет и «оживили» в своей памяти и памяти слушателей героев далёких лет, как атлеты, с ответственностью и осторожностью, приняли эстафетный жезл от победителей 43 года.
Своими впечатлениями со мной поделилась Наталья Алексеевна Сауткина, преподаватель русского и литературы: «Сегодня я увидела очень высокий уровень участников. Третий год у нас идет марафон, и я замечаю, что он становится все лучше и лучше. Дети и качественнее готовятся, и к подбору стихотворений относятся очень внимательно. Прозвучавшие сегодня произведения – выбор осознанный, пропущенный через себя, что не может не радовать. Всем деткам большое спасибо, поскольку они отнеслись к этому марафону очень неравнодушно». «Важность марафона, - подчеркнула Наталья Алексеевна, – в общности, в объединении. Тема становится живой, когда участники все вместе, в одном порыве заряжаются энергией друг друга. И мысль, которая отделена годами, становится близка и понятна. Этот марафон – соприкосновение с тем, что от нас нескончаемо далеко. Он дает возможность хоть немножко, но почувствовать себя на месте тех, кто пережил войну. А с годами это становится особенно важно: ту эпоху очень сложно объяснить и представить, а такие акции дают возможность почувствовать себя на месте лирического героя, от имени которого рассказывает участник, а это значит, что каждый, кто сегодня прочитал своё стихотворение, осознал величину подвига наших предков».
Действительно, это невероятно здорово, когда память оживает, и ребятам удалось это сделать. Проходят годы, одна эпоха сменяет другую, а ПОЭТИЧЕСКОЕ СЛОВО пронзает время, переплетая прошлое, настоящее и будущее в прочную нить, за которую держатся поколения. Пока эта нить прочна, будет незыблемо наше Отечество.
Елена Попова. 11 класс



Волгоград 2008-2024

Сайт создан на конструкторе ОШКОЛЕ.РУ